Как открыть и сделать успешным свой бизнес в сфере телемаркетинга. История компании Колл ин Бокс

Если вдруг Вы видите перед собой человека в идеально выглаженной рубашке, который, активно жестикулируя, пытается рассказать вам о том как просто начать собственное дело, то в лучшем случае вам хотят продать разовый мотивирующий семинар, в худшем – многомесячный курс тренингов личностного роста. Начать свой бизнес отнюдь не так просто, как кажется. Множество подводных камней, учесть которые на старте не представляется возможным, для многих становятся неприятным сюрпризом. Сегодня в гостях у журнала Reconomica Александр Шмитов, из Екатеринбурга. В этой статье Александр делится своим опытом открытия и развития компании, рассказывает, с какими трудностями пришлось столкнуться и какие полезные инструменты можно использовать для решения различных задач.

Как все начиналось

Здравствуйте, меня зовут Александр Шмитов, мне 28 лет, живу в  Екатеринбурге. Наша компания «Колл ин Бокс» существует с 2014 года.

Началось все с идеи…

Начиналось все, как бы банально это не звучало, с идеи, которая была выбрана из множества. Идея аутсорсингового колл-центра, ориентированного на оказание услуг телемаркетинга была выбрана не случайно.

Я и мой близкий друг Александр в далеком  2014 году являлись сотрудниками крупной федеральной компании, которая занималась обслуживанием банков и страховых агентств, оказывая услуги по поддержанию связи с клиентами. Мой друг являлся классным специалистом производственного отдела, я же занимался ведением продаж.

Обсуждения открытия собственного дела велись практически постоянно, мы рассматривали идеи цветочного бизнеса, установки автоматов по производству сахарной ваты и даже торговли сельскохозяйственной продукцией.

Читайте также: Турагентство — прибыльный бизнес со своими нюансами. Реальный опыт предпринимателя из российской глубинки (с цифрами)

Но, однажды, в одной из таких бесед нам обоим одновременно в голову пришла простая как белый день идея. Мы квалифицированные работники, продающие свою квалификацию работодателю, но можем использовать ее для ведения собственного бизнеса.

Концепция нашего будущего бизнеса

Мы принялись развивать мысль, постепенно рождая концепцию. Выглядела она тогда так:

  • федеральные колл-центры являются лидерами отрасли, способными выполнять огромные заказы, работать с входящими обращениями клиентов, привлекать собственный отдел программистов для создания дополнительных сервисов.
  • но запрос на продвижение товаров и услуг существует не только у топ-клиентов, средний и малый бизнес также заинтересован в подобного рода услугах, но у среднего и малого бизнеса стоят меньшие по масштабам «штучные» задачи.
  • крупный федеральный колл-центр для них, это конвейер, механически выполняющий заданные итерации. Мы же видели новую компанию как ремесленную мануфактуру, к выполнению каждого проекта подходящую индивидуально, анализируя результаты каждого этапа работы и постоянно держащей контакт с клиентом.

По сути, мы хотели создать удаленный отдел активного поиска и привлечения клиентов. Конечно то, каким мы видели развитие, во многом отличалось от того, что было построено в итоге. В каких-то моментах мы ошибались, но в каких-то реальность превзошла наши ожидания. Но обо всем по порядку.

Интернет-компания

Чем занимается компания сейчас.

Бизнес-план и стартовый капитал

Постепенно от общих разговоров мы переходили к цифрам и расчетом, пока, опять же, совместными усилиями не родили бизнес-план. Расчет решили вести, отталкиваясь от существующих 5 рабочих мест. Тарификацию для клиентов приняли двух-этапную, соответствующую этапам запуска и реализации проекта.

Таким образом, одна продажа давала две суммы:

  • одна шла на запуск проекта, которому отводился срок от 3 до 5 рабочих дней;
  • вторая — в оплату непосредственно телемаркетинга, или, проще говоря, «холодных» звонков.

Тарификацию звонков для клиента приняли поминутную, так как это самый удобный способ вести статистику и клиенту и нам.

Стартовый капитал, который требовался для запуска рабочего процесса, составил 150 000 рублей – эта сумма была у моего друга. Его планировали потратить на столы, стулья, аренду офиса, оплату интернета, телефонии, покупку рабочих станций (в роли которых выступали ноутбуки).

План продаж, исходя из квалификации менеджера по продажам, чью роль в первый год работы компании должен был исполнять непосредственно я, установили на уровне 300 000 рублей.

Коэффициент рентабельности 0,5 вывели из стоимости минуты за вычетом аренды и телефонии, а также плана выработки наемного сотрудника и его тарифа заработной платы.Расчет заработной платы брали среднестатистический по данной должности в регионе, окладная — фиксированная часть и премия за выполнение и перевыполнения плана.

Это может быть интересно: Свое дело в России. Стоит ли оно того? Реальная история индивидуального предпринимателя (с цифрами)

По нашему бизнес-плану срок окупаемости стартового капитала выходил в три месяца, после чего в плане было заложено стабильное планомерное увеличение рабочих мест и рост компании. Бизнес-план выглядел красиво, на первый взгляд было учтено все. Но отклонения от него начались уже с первого месяца, но об этом ниже.

От начала работы до сегодняшних дней

Официальным днем рождения компании считается 23 июня 2014 года, в этот день мы с моим другом и партнером зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью. Александр стал генеральным директором, я занял позицию руководителя отдела развития и продаж. Но фактическую деятельность начали в марте того же года.

Ожидания не спешили сбываться

Уже тогда мы поняли, что наш бизнес-план имеет отклонение от реальных условий. Прежде всего, кадровый ресурс, который в расчет не брался, был совсем не таков, как нам представлялось. Крупнейший город региона, Уральская столица – Екатеринбург мог предложить нам только низкоквалифицированных студентов. Тот уровень заработной платы, который мы закладывали в бизнес-план, не выдерживал конкуренции в полутора-миллионном городе.

Студенты же совсем не соответствовали производственному плану, приходилось подстраиваться под их график занятий, да и дисциплина была на грани фола. На старте у нас было уже несколько постоянных клиентов, которым, мягко скажем, было неудобно, что по их проектам происходят постоянные просадки.

Переезд рабочей площадки в Серов

К июлю 2014 мы уже окончательно утвердились в мысли о вывозе площадки в область. Маленький промышленный город, характерная черта которого – высокий уровень безработицы – был явным решением проблемы с кадрами. Решение было стратегически верное, как выяснилось впоследствии.

В качестве города для дислокации производственного отдела был выбран Серов. Сам процесс переезда занял одну неделю. Выручили операторы, работавшие в Екатеринбурге и согласившиеся на длительную командировку в Серов, поддержав работу по текущим проектам. Подбор персонала прошел довольно быстро и уже к сентябрю пять рабочих мест были заняты.

Как повысить продажи

А вот с другим нашим промахом в бизнес-плане – стабильным ростом все затянулось на более длительный срок. Промах этот мой личный, моя самонадеянность. Установив план продаж на уровне 300 000 рублей в месяц, я не учитывал, что есть объективные факторы, которые могут влиять на эту цифру и проехать на одной квалификации не всегда получится.

Интернет-компании.

Сначала упор был на «холодные звонки».

Учитывая, что источником привлечения клиентов были только прямые «холодные» звонки, я принялся ускоренно изучать интернет-маркетинг и создавать интернет-сайт, сначала как альтернативный, а в будущем — основной канал продаж.

Первый самодельный сайт был нами сделан за месяц, в октябре 2014 года запущена контекстная реклама и на стабильный уровень 300 000 рублей в месяц удалось выйти только к марту 2015 года.

Расширение компании

В апреле была произведена закупка дополнительных 10 рабочих мест. Мы переехали в более просторный офис в Серове и задумались о новом, уже сделанном профессионалами сайте. Заказ сделали компании, с которой на тот момент сотрудничали. За 60 000 рублей в течении 3-х месяцев они сделали нам полноценный интернет-сайт.

В конце 2015 года, когда контекстная реклама и органический трафик сайта обеспечивал нас стабильным потоком заказов и продаж, пришло время задуматься о структурировании работы компании.

До этого работа по большей части велась спонтанно, никто не знал, за что отвечает, случались конфликты при «дележе» зон ответственности. Аврал, давивший производственный отдел, сменялся паузой проектов, которая с той же силой начинала давить на отдел продаж. Расширение компании только оголило существовавшие проблемы в организации работы.

Как усовершенствовать организационную деятельность

Было понимание, что структурировать работу надо, но путей решения было несколько и каждый по своему и плох и хорош.

Приняли решение внедрить CRM систему, которая бы регламентировала оба направления деятельности компании, и коммерческий и производственный. Были приняты регламенты работы каждого отдела и их взаимодействия между собой. Была утверждена новая должность – руководителя производственного отдела, ранее ее совмещал с должностью генерального директора и бухгалтера Александр. С моей стороны началась подготовка грамотного специалиста отдела продаж из числа бывших операторов.

Открытие площадки в Орске

Год 2017 для нас ознаменовался вторым этапом расширения компании. В этом году мы утвердили еще одну должность – менеджера контроля и отчетности, а также приобрели еще дополнительно 5 рабочих мест. Новое расширение стало реакцией на временный кадровый голод в Серове, долгое время не могли закрыть все вакансии. В этой связи, мы решили не расширять текущую операторскую площадку в Серове, а открыть дополнительную в другом городе. Выбрали город Орск, Оренбургской области. Орск больше Серова, и предположение, что набрать штат будет легче, выглядело вполне логичным.

В сентябре я и Александр в сопровождение нашего нового менеджера по продажам арендовали офис в Орске и развернули площадку на 5 рабочих мест. Набор сотрудников занял почти 2 месяца.

Наша компания в настоящее время

По сей день, а на дворе осень 2018, компания стабильно работает и у нас есть все основания планировать дальнейший рост и развитие. Сложился дружный коллектив профессионалов, практикуется совместное отмечание праздников, дней рождения и прочее. Очень теплые и доверительные отношения с клиентами, которое последние часто отмечают в отзывах о нас. А для меня и для моего друга Александра – особняком стоит дата 23 июня как красный день календаря – День рождения компании. В этот день мы обмениваемся поздравлениями и подарками.

Интернет-компании

Наши клиенты.

Полезные сервисы

На протяжении всей работы нам на помощь приходили те или иные инструменты. Перечислю некоторые из них, возможно начинающему предпринимателю что-то из этого пригодится в будущем.

Провайдер телефонии, которому мы верны уже пятый год – Zadarma.com. Простой и интуитивно понятный в обращении интерфейс, разумные тарифы и оперативность реакции поддержки навсегда сделали нас фанатами этого сервиса. Скажу больше, что Задарма отвечает нам взаимностью, за «выслугу лет» давая нам беспрецедентные скидки и бонусы. Перетащить нас к себе пытались многие провайдеры, но всегда безуспешно.

Читайте также: Как открыть свое дело и не прогореть: рейтинг самых популярных франшиз для малого бизнеса

В качестве CRM мы остановили выбор на облачной AmoCRM, гибкие настройки и простота использования которой оставляет далеко позади многих конкурентов.
Я до сих пор с ужасом вспоминаю те времена, когда мне приходилось вести рекламные кампании в ЯндексДирект и ГуглЭдвордс, но с тех пор как мы познакомились с сервисом Елам, который имеет гибко настраиваемый бид-менеджер и  дружественный интерфейс, содрогаться во сне я стал заметно реже.

А еще, на минуточку, сервис бесплатный и зарабатывает на комиссии от Гугла и Яндекса, а сотрудники компании при пополнении баланса на 10 000 рублей помогут с подбором групп ключевых фраз и настройкой. Также нельзя не отметить милых и всегда отзывчивых девушек в службе заботы Елам.

Советы для начинающих предпринимателей

Как видите, путь от идеи до реализации весьма тернист и множество факторов, которые в начале казались очевидными, преподнесли ряд неприятных сюрпризов.
Хочется обратиться к тем, кто сейчас находиться в начале предпринимательской деятельности, или только еще планирует открыть свой бизнес – считайте.
Именно, считайте, а потом еще раз пересчитывайте, и снова проверяйте и пересчитывайте каждую цифру, каждый показатель, каждый коэффициент.
Все наши ошибки были связаны с ошибками в расчетах, исправление которых затянулось на месяцы.

И второе, что хотелось бы посоветовать начинающим бизнесменам, это учиться. Как завещал Ильич: «Учиться, учиться, и еще раз учиться». Весь четырехлетний опыт ведения бизнеса лично для меня это постоянная учеба. Это весело, черт побери,  учиться — это очень весело.
Всем добра!

Опубликовано 2 октября, 2018 Обновлено 2 октября, 2018 Пользователем Ольга Медведева

Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *